Атрибут rel=canonical: что это, для чего нужен, когда применять, как правильно прописать, ошибки использования

Александр Овсянников (Интернет Мажор)
Обновлено: 15.07.2019
rel=canonical

Rel=”canonical” – это атрибут, задающий канонический (приоритетный) адрес для дублирующих страниц, по которому основная страница ранжируется и отображается в выдаче поисковой системы.

Для чего нужен?

Когда две одинаковые страницы с идентичным содержанием можно найти через разные УРЛы. Соответственно тогда в индекс поисковой системы пытаются попасть несколько одинаковых страниц. Эти одинаковые страницы называются дублями.

Как результат, ни одна из них не способна полноценно продвигаться, потому что внутренние ссылки не могут сосредоточиться на одной единственной странице, ссылаясь по отдельности на каждый из дублей – вес «рассеивается».

Аналогичная ситуация и с внешними ссылками. Они ссылаются то на один, то на другой документ, из-за чего не настолько эффективны в продвижении, как могли бы быть. Вебмастер в данном случае даже не может определиться, на какую конкретно страницу покупать ссылки, потому что в индексе может оказаться та, которую он не собирался продвигать.

Как итог, веб-ресурс не может раскрыть весь свой потенциал и подняться в результатах поиска выше, чем мог бы. К тому же поисковые системы могут не индексировать дубли, потому что зачем им это делать, если на сайте несколько одинаковых страниц. Или они могут проиндексировать ту страницу, которую вы не собираетесь продвигать.

Канонический атрибут позволяет исключить проблему дублирующегося контента. Он показывает роботам, какой URL является приоритетным (основным) и будет включен в индекс системы, а весь ссылочный вес и прочие характеристики дубликатов переходят ему.

Поэтому, если на вашем веб-ресурсе содержатся страницы с идентичной или сильно похожей информацией, имеющие разные адреса, rel=“canonical” укажет основной адрес, который и будет включен в поиск.

Кроме выбора приоритетного УРЛа для индексации страницы каноникал помогает:

  • Объединить переходы на идентичные страницы. Поисковые системы благодаря атрибуту свяжут похожий контент, находящийся на разных страницах, с приоритетным адресом. Тогда ссылки с других документов на определенную страницу объединятся со ссылкой на главный документ.
  • Сделать отображение статистики по конкретным товарам или услугам более простым. Если материалы располагаются на разных адресах, пользователям сложнее получить полную статистику.
  • Управлять скопированным материалом. Публикуя статьи по разным URL, исходному документу нужно поставить наивысший рейтинг.
  • Уменьшить расход ресурсов на обход дублей. Не будет дублей, и тогда роботы будут обходить куда меньше страниц, соответственно и индексация сайта пройдет быстрее и ваш краулинговый бюджет не будет расходоваться просто так.

Все популярные поисковики прекрасно распознают данный тег, а некоторые веб-страницы без применения приоритетных ссылок просто невозможно эффективно продвигать.

Баннер заработок на малостраничных сайтах

Когда использовать?

Есть несколько причин для использования canonical.

1. На сайте есть аналогичные или похожие страницы

Поисковый робот воспримет их как дубли. Тогда в индекс машина включит лишь одну страницу, ту, которую посчитает полезней. Чтобы избежать этого необходимо указать, какую конкретно страницу включить в результаты поиска. Для этого в HTML-код страницы, которую вы не хотите включать в поиск, нужно добавить приоритетный (канонический) адрес.

Допустим, одна и та же страница содержит два URL:

  1. www.site.ru/pages?id23
  2. www.site.ru/images

Если приоритетный адрес /images, то его следует прописать в исходный код документа /pages?id23.

Выглядит это следующим образом, в коде страницы /pages?id23 мы прописываем:

<link rel=”canonical” href=”http://www.site.ru/images”/>

Важно! Обязательно rel=”canonical должен прописываться перед ссылкой, иначе роботы поисковых систем могут не учесть это правило.

Старайтесь предупреждать появление дублей заранее. Есть огромное количество страниц, где постоянно появляются дубли:

  • документы с UTM-метками: /*utm_content=, /*utm_medium, /*utm_campaign= и т.п;
  • содержащие GET-параметры в адресах;
  • статья соответствует больше чем одной рубрике;
  • продукт в интернет-магазине относится к более чем одной категории;
  • с тегом more;
  • у ресурса есть разные языковые домены;
  • страницы сортировок: /*sort, asc, desc, list=*;
  • страницы, куда ссылаются партнерки – образуются бэклинки с «хвостами»;
  • дубли страниц из за специфики работы некоторых CMS.

Движки управления сайтом кроме основных документов генерируют еще и дополнительные страницы с аналогичным контентом, однако у них другие функции:

  • мобильная версия контента;
  • версия страницы для печати и прочее.

Так, включив в WordPress функцию древовидных комментариев, под каждым комментарием посетителя будет отображаться кликабельная кнопка «Ответить».

По этой ссылке можно перейти и вы попадете на идентичную страницу с аналогичным УРЛом, в конце которого добавлено слово “reptytocom”. Это уже совсем другой адрес для ботов, но информация на страницах одинаковая, поэтому появляется дубль.

Во избежание подобных проблем следует прописывать каноникал в коде всех подобных статических документов.

2. Нужно поменять URL сайта

Смена адреса может понадобиться в двух случаях:

  1. нужно убрать или добавить префикс www к доменному имени;
  2. вы перешли на протокол https или http.

Здесь канонический адрес воспримется роботом поисковой системы как редирект на новое главное зеркало, из-за чего две версии веб-ресурса объединятся в одну.

Разместите в HTML-коде страниц «старого» сайта линки на эти же документы «нового», добавив canonical. К примеру, URL http://site.ru нужно поменять на https://site.ru. Тогда в исходном коде страницы http://site.ru/ укажите:

<link rel=”canonical” href=”https://site.ru”/>

Когда указывается атрибут на другую, не дублирующую страницу, поисковый бот рассматривает это как различие в структуре сайтов. Тогда переехать на канонический УРЛ не получится. Важно перепроверять, чтобы содержание старой и новой версии ресурса было аналогичным или практически одинаковым.

На заметку. Если прописать атрибут для отдельных документов, он не укажет на главное зеркало.

3. Когда на постраничных документах в категориях веб-ресурса есть страницы «Показать все»

Тут следует указать canonical для страницы «Показать все» в каждой странице пагинации. К примеру, для URL https://site.ru/category-3/page-2 нужно написать канонический адрес:

<link rel=”canonical” href=”https://site.ru/category-3/show-all”/>

Как правильно прописать

Есть несколько способов сделать так, чтобы в базу данных поисковиков документ попал только по одному нужному вам URL-адресу:

В html

Самый распространенный метод. Чтобы задать основную страницу, в исходном коде дублей между тегами <head> и </head> напишите полный адрес той страницы, которую желаете видеть в выдаче. Допустим, для страницы с UTM-меткой https://site.ru/*utm_medium канонической является https://site.ru/prioritetniy-url.

Зайдите в HTML-код документа https://site.ru/*utm_medium (правой кнопкой мыши на странице –> посмотреть исходный код) и пропишите в нем:

<link rel=”canonical” href=”https://site.ru/prioritetniy-url”/>

Если у приоритетной страницы есть мобильная версия, добавьте следующий атрибут:

<link rel="alternate" media="only screen and (max-width: 640px)" href="http://m.site.ru"/>

Важно! Избегайте ошибок в link с каноническим атрибутом – пишите абсолютные ссылки, с относительными могут быть проблемы. Также обязательно указывайте rel=”canonical” и rel=»alternate» перед ссылкой, а не после!

Плюсы:

  • можно прописать для неограниченного количества страниц.

Минусы:

  • повышает вес документа;
  • на крупных веб-сайтах, где URL-адреса меняются очень часто, нужно тратить много времени и усилий на разметку, лучше склеить страницы по средствам 301 редиректа;
  • актуально лишь для HTML-документов.

В Sitemap

В карте сайта тоже можно задать приоритетный URL-адрес для любого документа. Любая страница в Sitemap считается канонической. Конечно никто не обещает, что абсолютно все URL на этой странице будут восприниматься как канонические, но в принципе это удобный вариант прописать основные адреса на объемном ресурсе.

Важно знать! Здесь атрибут canonical несет рекомендационный характер для поисковой системы, поэтому они могут не учесть его.

Плюсы:

  • легко настраивается и обновляется, что удобно для владельцев масштабных сайтов.

Минусы:

  • поисковым ботам нужно тратить время на идентификацию всех дублей для отдельно взятых основных страниц из Sitemap;
  • может не учитываться роботом, потому что носит рекомендательный характер.

В заголовке http

Больше подходит страницам, например, формата PDF. Тогда сервер в процессе запроса повторяющегося файла отправит ссылку на исходный файл.

Link: <https://site.ru/osnovnoy-file.pdf>" rel=”canonical”

Важно! Данный метод подойдет для вебмастеров, кому доступны настройки сервера. Нет смысла задавать для HTML-документов.

Плюсы:

  • не утяжеляет страницу;
  • можно прописывать для неограниченного количества документов.

Минусы:

  • на больших сайтах разметка требует больших временных и трудовых затрат.

В WordPress с помощью плагина

Для CMS движков сегодня доступно множество плагинов, позволяющих легко указывать приоритетные страницы с нужным УРЛом.

Yoast SEO

Плагин Yoast SEO

В WordPress плагин Yoast SEO — один из любимых для многих вебмастеров плагинов. По сути, для работы с ним не нужно каких-то многочисленных действий. Достаточно активировать программу и нужные URL сами начнут задаваться как основные. Если статья на сайте относится к нескольким категориям, то для нее автоматически прописывается основной URL и индексируется только он.

All in one seo pack

Плагин All In One SEO Pack

Еще один распространенный вариант — All In One SEO Pack. Это отличный плагин, добавляющий canonical в код любой страницы, удаляя вместе с тем стандартный, созданный Вордпрессом атрибут.

All In One SEO Pack настройки

Чтобы активировать данную функцию, достаточно поставить галочку возле Канонические URL’ы.

Однако есть пара проблем, мешающих нормальной индексации ресурса:

  1. Некорректная работа атрибута со документами пагинации. В данном случае каждая страница должна быть каноничной. Но плагин из всего списка пагинации указывает в атрибуте УРЛ первой страницы. Некоторых это не беспокоит, однако остальные страницы пагинации скорее всего пропадут из поискового индекса. И если вам такой вариант не подходит, проблему следует устранить.
  2. Недочеты в настройке плагина. Конкуренты могут воспользоваться проблемой и добавить нежелательные для продвижения документы вашего сайта в индекс посредством инструментов addurl. Хорошо, что этот недочет можно устранить, причем с помощью того же плагина. В настройках активируйте функцию «No Pagination for Canonical URLs», поставив галочку.

Platinum seo pack

У данного плагина не было проблем со страницами пагинации. Была только проблема в удалении стандартного атрибута rel=”canonical”. Включив функцию добавления канонического атрибута и затем посмотрев исходный код какой-то из страниц, атрибут непосредственно от движка тоже оставался. Это случалось не всегда, да и проблема решалась после добавления в файл шаблона functions.php код:

remove_action( 'wp_head', 'rel_canonical');

Этот плагин был закрыт 16 апреля 2019 года и больше не доступен для скачивания. Причина: проблема безопасности. Не известно, будет ли решена проблема и станет ли доступным плагин снова.

Как проверить правильно ли прописан rel=canonical

Screaming Frog SEO Spider главная страница

Есть специальный сервис, позволяющий провести тщательный SEO-анализ ресурса: Screaming Frog SEO Spider. Здесь вы увидите информацию о:

  • документах, у которых отсутствует rel=”canonical”;
  • страницах с атрибутом canonical, а также их канонических страницах.

А чтобы быть уверенным, что вы корректно указали канонический адрес URL, ознакомьтесь с рекомендациями их выбора:

  • Если раньше у страницы был лишь один УРЛ, то при добавлении дублирующих документов с другими адресами лучше оставить каноническим тот, что и был до этого. Это связано с тем, что страница уже давно проиндексирована и набрала вес.
  • Если страницы создавались практически одновременно, делайте основным URL того документа, который первым попал в индекс.
  • При наличии нескольких одинаковых документов в поисковом индексе, укажите атрибут для того, который собираетесь продвигать, то есть с наиболее коротким и понятным URL-адресом, либо страницу, где уже есть внешние бэклинки.

Ошибки использования rel=canonical

  1. Страница, для которой указывается атрибут, должна работать и выдавать 200 код сервера. Основной адрес также может иметь редирект. Тогда робот обработает код и возможно проиндексирует новую страницу. Адрес не станет каноническим, если на странице 404 ошибка.
  2. Тщательно проверьте, чтобы приоритетный URL был доступен роботам для сканирования и внесения в индекс.
  3. Указывайте canonical исключительно внутри открывающего и закрывающего тегов head.
  4. Следите, чтобы атрибут был указан в коде только один раз. Его повторение чревато игнорированием rel=”canonical” поисковиками.
  5. Указывайте rel=”canonical” перед ссылкой.
  6. Для документов с постраничной навигацией не нужно, чтобы атрибут указывал со всех страниц на первую. Они не повторяют содержание, поэтому нужно сделать так, чтобы на всех страницах каноникал вел на URL, где он и указан.
  7. Лучше прописывайте полные адреса с доменом – не пишите относительных УРЛов во избежание ошибок.
  8. Не применяйте доменные имена сторонних сайтов в каноникале. Здесь работают исключительно линки внутри сайта или поддомены.
  9. Боты нередко игнорируют атрибут, если на странице прописано несколько приоритетных адресов.

Помните, что тег canonical – это рекомендационная директива. Она лишь подсказывает поисковикам, какую страницу сделать канонической, но последнее решение остается за машиной.

Заключение

Rel=”canonical” – полезный и простой в использовании атрибут, который поможет сделать индексацию вашего веб-ресурса правильной. Грамотное использование инструмента позволит роботам быстрее включать в индекс страницы вашего сайта и, следовательно, вам эффективнее продвигать его благодаря хорошему ранжированию.

Пожалуйста, оцените эту статью. Чтобы мы могли делать лучший контент! Напишите в комментариях, что вам понравилось и не понравилось!

Рейтинг статьи: / 5. Кол-во оценок:

Александр Овсянников ака Интернет Мажор
Занимаюсь продвижением и заработком на сайтах с 2009 года.
Оставить комментарий
avatar
  Подписаться  
Уведомление о