ЧПУ: что это такое, влияние на SEO, настройка, плюсы и минусы

Александр Овсянников (Интернет Мажор)
Обновлено: 28.09.2018
Что такое ЧПУ?

ЧПУ (ЧеловекоПонятный УРЛ) – это уникальный адрес веб-страницы, который содержит понятный для пользователя набор символов и вкратце отражает ее содержание. Данные адреса легко читаются интернет-пользователями и прекрасно индексируются роботами поисковых систем.

В данной статье мы рассмотрим преимущества и недостатки ЧеловекоПонятных УРЛов (ЧПУ), разберемся, каких видов бывают, как правильно настроить и, самое главное, как они влияют на SEO-продвижение, ведь URL-адреса страниц являются одним из факторов оптимизации веб-ресурсов.

В чем суть ЧПУ?

Множество CMS-движков в процессе создания веб-страниц автоматически приписывают им адреса, названия которых состоят из нелогического для человека набора букв и цифр. Приведем яркий пример такого адреса:

http://site/catalogue.php?sect=7&kind=21&manuf=iphone

Подобная ссылка будет понятна только для тех, кто создал программное обеспечение, а вот обычный пользователь, посетивший страницу, даже не обратит внимание на название адреса, так как в нем для него нет никакого смысла.

Создание человекопонятных урлов, как следует из понятия, направлено на то, чтобы в интернете появлялись краткие, красивые и полностью понятные для людей адреса. Вот как будет выглядеть вышеупомянутая страница в адресной строке с использованием ЧПУ:

http://site/catalogue/phones/touch/iphone/

Функция самостоятельного присваивания страницам, видеороликам и изображениям на сайте URL, которые можно впоследствии редактировать, стала очень популярна в сфере SEO-продвижения. Понятное и эстетичное название адреса не только улучшает его восприятие посетителями ресурса, но и положительно влияет на его индексацию и ранжирование, так как он ценнее и полезнее, чем номер ID, не имеющий ничего общего с тематикой контента.

Благодаря ЧПУ можно быстро узнать информацию о странице, так как он легко запоминается и сообщает краткую информацию о странице. А если в ЧПУ ссылке еще и будет содержаться ключевое слово, то в сниппете она целиком или же определенный ее фрагмент будет выделен жирным. Разумеется, такой адрес станет куда заметнее в поисковой выдаче (увеличится CTR сниппета), что несомненно повысит количество переходов на страницу.

Какие есть виды ЧПУ?

Существует 3 вида ЧеловекоПонятных URL адресов:

  1. Транслитом.
  2. Латиницей.
  3. Кириллицей.

ЧПУ транслитом

ЧПУ транслитом
Поисковики распознают любую транслитерацию, поэтому данный вариант считается самым подходящим для создания понятного УРЛа. Латинские символы универсальны и их можно обработать безо всяких трудностей. С помощью транслитеризованной кириллицы можно создать краткое и легко читаемое название документа, как для живых пользователей, так и для ботов.

Поисковые системы отдают большее предпочтение именно такому написанию УРЛов.

ЧПУ латиницей

ЧПУ латиницей
Как мы упоминали выше, латиница является универсальной, потому что латинские символы знает большая половина стран и практически все граждане России, к тому же они с легкостью обрабатываются поисковыми роботами. Огромный плюс латиницы в том, что многие популярные слова, такие как category, catalog, contacts, phones и тому подобные знакомы многим интернет-пользователям, даже если они не знают английский язык.

Можно смело использовать англоязычные ЧПУ, если такой вариант вам больше по душе.

ЧПУ кириллицей

ЧПУ кириллицей
Сегодня многие популярные сайты используют в названиях адресов кириллицу. Яркий тому пример – Википедия. Вот только есть один недостаток у такого варианта: если вы скопируете ЧПУ и вставите его, например, в текстовый документ, то символы кириллицы будут перекодированы в непонятный URL, называемый еще Punycode (пьюникод).

Вот, как выглядит кириллический ЧПУ до копирования:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Веб-мастер

А вот таким он будет после копирования:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%B1-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80

Согласитесь, что это не очень понятная ссылка, если её увидят пользователи. Поэтому я бы не рекомендовал использовать кириллическое написание УРЛов на своем сайте.

Как влияет на SEO оптимизацию сайта?

Ранее упоминалось, что ЧПУ – это один из инструментов наилучшего ранжирования страницы. Почему? Все просто. В понятных для человеческого восприятия URL-адресах, как правило, есть ключевые слова, релевантные запросу, и поисковые системы приветствуют это.

Если вы грамотно присвоите ЧПУ-адреса для страниц своего ресурса, то пользователям будет куда проще и быстрее находить нужную информацию на нем, так и делиться ей в удобной и понятной форме.

Важно! Если вы недавно создали сайт, сразу же делайте ссылки с ЧПУ во избежание проблем. Начав изменять содержание ссылок лишь через некоторое время, есть риск вылета соответствующих веб-страниц из индекса на период, пока роботы поисковых систем по новой не включат в индекс измененные ссылки, удалят прежние и сохранят новые. Если вы решитесь менять свои старые УРЛы на ЧПУ, то склеивайте их 301 редиректом между собой.

Правильная настройка ЧПУ

Чтобы ЧеловекоПонятные УРЛы давали результат, нужно грамотно их создавать, следуя нескольким важным правилам.

Какой тип ЧПУ выбрать?

Во многих движках управления сайтом в админке можно настроить ЧПУ, после чего они будут автоматически формироваться из заголовков, прописанных для статей.

Для ЧПУ лучше всего выбирать транслит, а не английский язык. Согласно исследованиям, проводимым компанией Пиксель Плюс, было установлено, что в российских регионах при ранжировании поисковики отдают предпочтение кириллическим УРЛ-адресам, таким как site.ru/мобильные-телефоны. За ними следуют УРЛ, прописанные транслитом: site.ru/mobilnie-telefoni. А последними идут латинские ссылки по типу site.ru/mobile-phones. Но это актуально только для Яндекса.

По факту же получается, что сегодня поисковые системы, в частности Google, не сильно дружат с кириллическими ЧПУ, отдавая предпочтение транслиту и латинице, являющимися более универсальными. Огромный недостаток кириллических УРЛов в том, что при их копировании с браузеров они превращаются в длинный и непонятный код, из-за чего вы можете даже не рассчитывать на размещение естественных ссылок на ваш ресурс.

Поэтому лучше всего транслитерировать русские буквы в латинские, а делать это быстро позволяет сервис https://translit.net/, если конечно ваш движок не поддерживает автоматическую транслитерацию.

Или использовать специальные плагины, которые автоматически преобразовывают URL в ЧПУ, например для WordPress — это WP-Translitera или Cyr to Lat reloaded. Также не стоит в одном ЧПУ использовать латинские символы и кириллицу – такое может не понравиться поисковым системам и пользователям.

Длина ЧПУ

Не все браузеры устанавливают максимальную длину для URL, однако рекомендуется использовать не длинный адрес с главными ключевыми словами статьи. Такие ЧПУ легко воспринимаются и запоминаются, удобно копируются, и в то же время хорошо отражают содержание страницы. Примером правильности и краткости УРЛов, может служить наш сайт.

На заметку. С помощью программы Screaming Frog можно найти страницы с длинным УРЛом.

Пробелы, подчеркивание или дефис в ЧПУ

Применять пробелы в URL адресах категорически запрещено! Их заменяют на дефис «-» или нижнее подчеркивание «_». Теперь рассмотрим, что же предпочтительнее использовать вместо пробела: первый или второй вариант.

Дефисом служит клавиша «минус», и она разделяет символы. Пример:

site.ru/uroki-seo-dlya-novichkov

Дефис в данном случае выступает тем же пробелом, но может иметь и другой смысл в конструкции ЧПУ.

Чтобы написать нижнее подчеркивание, нужно зажать клавишу Shift и кликнуть кнопку «минус». Пример:

site.ru/uroki_seo_dlya_novichkov

У нижнего подчеркивания нет своего смыслового значения, он просто заменяет пробел.

Поисковые машины не конфликтуют ни с одним из символов, поэтому можно использовать то, что вам хочется.

Но я отдаю своё предпочтение, именно «-«, потому что ссылки имеющие нижнее подчеркивание в тексте могут сливаться с вашим нижним подчеркиванием в URL, и выглядит это не эстетично.
Ссылки сливаются с нижним подчеркиванием

Распространенные ошибки при создании ЧПУ

Сайтостроители, стараясь сформировать красивый, удобный для пользователей и оптимизированный адрес, нередко допускают ошибки, снижающие эффективность ЧПУ:

  • Пишут пробелы и лишние символы, не несущие смысловой нагрузки и ухудшающие читабельность URL.
  • Не прописывают ключевые слова в ЧПУ, которые являются фактором ранжирования.
  • Адрес включает в себя сложные слова и фразы – он тяжело воспринимается не только посетителями, но и поисковыми системами, что также снижает эффективность оптимизации веб-страниц.
  • Используют латинские и кириллические символы в одном URL.

ЧПУ изображений, видео и документов на сайте

Когда поисковый робот находит картинку, видеозапись или прочие документы на веб-сайте, он скачивает файл, а затем анализирует его. В данном случае важнейшую роль играет имя файла, которое отражает его содержимое. Для картинок их название зачастую выступает одним единственным источником информации о них. И если изображение будет названо, например, 8314035.jpg, то и информации о его содержимом будет куда меньше, чем в случае с ЧПУ названием, таким как dozhd-za-oknom.jpg.

Поисковики идентифицируют содержимое картинки по теме документа, рядом прописанному тексту, атрибуту alt, названию, мета-данным и прочим параметрам. Мы же должны дать максимум информации об изображении поисковым роботам – все это ускорит процесс индексации и увеличит ценность контента и страницы в целом.

Проще говоря, все изображения, видео и прочие файлы имеют уникальные адреса, и они тоже должны соответствовать определенным требованиям относительно понятных УРЛов. Поэтому для изображений, видео, документов тоже надо использовать ЧПУ.

Преимущества и недостатки ЧПУ

Подведем итог о ЧПУ, выделим их основные преимущества и недостатки.

Преимущества:

  1. Облегчают пользователям работу со структурой веб-ресурса.
  2. Делают страницы и файлы легко запоминающимися.
  3. Повышают эффективность сайта при ранжировании в поисковой выдаче.
  4. Если посетитель хочет перейти на предыдущий раздел, он может просто удалить ненужный фрагмент ссылки.
  5. Посетив ресурс снова, пользователь может сразу перейти в нужный раздел и не заходить на ранее посещаемые страницы, глядя на адреса предыдущих запросов.

Недостатки:

  1. Нужно устанавливать специальные плагины или транслитерировать русские буквы вручную.
  2. Повышается нагрузка на сервер.

Как бы там ни было, ЧПУ куда лучше, удобнее и эстетичнее, чем старые, громоздкие и непонятные URL-адреса, никак не помогающие раскручивать сайт. Обязательно используйте ЧПУ, и удачи в продвижении своего проекта!

Пожалуйста, оцените эту статью. Чтобы мы могли делать лучший контент! Напишите в комментариях, что вам понравилось и не понравилось!

Рейтинг статьи: / 5. Кол-во оценок:

Александр Овсянников ака Интернет Мажор
Занимаюсь продвижением и заработком на сайтах с 2009 года.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о