Ранжирование: что это, как проходит, факторы ранжирования и их отличия в Google и Яндекс

Ранжирование

Ранжирование – это процесс, который используют поисковые системы для сортировки сайтов в определенном порядке в результатах выдачи по пользовательским запросам.

Как проходит процесс ранжирования?

Поисковые машины обрабатывают пользовательские запросы, а затем сортируют результаты в конкретной последовательности. Таков механизм ранжирования. При ранжировании, чтобы вывести наиболее точные ответы, основные характеристики ресурса анализируются: релевантность, популярность и прочее.

Вводя запрос в строку поисковика, человек желает найти исчерпывающую и интересующую его информацию как можно быстрее. Без ранжирования это было бы невозможно, иначе рейтинг сайтов был бы неэффективным: страницы с менее релевантным контентом могли бы располагаться выше, чем страницы с действительно полезной информацией. Благодаря сортировке, каждый ресурс занимает заслуженное место в результатах выдачи, потому что рейтинг составлен согласно требованиям поисковой системы.

Но нужно понимать, что ранжирование отвечает не только за то, чтобы в ТОПе находились страницы, наиболее подходящие под запросы пользователей. Бывает так, что у слова есть несколько значений. Например, введя в поиске слово «молния», пользователь получит результаты, касающиеся как природного явления, так и застежки для одежды. Такой алгоритм называется Спектр.

Используя подбор тем, поисковик пытается удовлетворить запрос пользователя. Если бы на многозначный запрос выдавались сайты, посвященные лишь одной тематике, то результаты подошли бы не всем пользователям. Рядом с введенным словом пришлось бы уточнять, что именно оно означает.

На заметку. Несмотря на схожесть понимания релевантности и прочих параметров, алгоритмы ранжирования у всех поисковых машин отличаются, из-за чего одна и та же страница по аналогичному запросу в Яндексе может быть на первой позиции, а в Google не попадать даже на первую страницу результатов выдачи.

Какие есть факторы ранжирования?

Процесс распределения сайтов в определенном порядке зависит от нескольких важнейших факторов, о которых нужно обязательно знать, чтобы выстроить правильную схему SEO-продвижения ресурса.

Внешние

К внешним факторам, определяющим рейтинг ресурса в поиске, относятся такие, на которые их владельцы не в силах повлиять напрямую. Тем не менее, вебмастера оптимизируют сайты так, чтобы удовлетворять данные факторы. К ним относят параметры поисковых алгоритмов, определяющие релевантность, а также авторитетность ресурсов и их репутацию у поисковиков.

Внешние факторы есть двух видов:

  1. Статические.
  2. Динамические.

Статические включают в себя параметры, обновляющиеся редко:

Динамические факторы, прежде всего, зависят от ключевых слов, указанных в анкорах внешних ссылок. По сути, это ссылочное ранжирование. Чем органичней и больше ключей вписано в текст около ссылки или саму ссылку, тем эффективнее это скажется на ранжировании страницы поисковиком. Роботы проверяют степень соответствия текстов обратных ссылок, которые ведут на ваш сайт, запросам пользователей.

Отметим, что в процессе ранжирования учитываются PR, тИЦ и прочие параметры не только продвигаемого ресурса, но и ссылающегося сайта.

Но злоупотребление данными параметрами, может наложить санкции на ваш ресурс.

Внутренние

Это критерии веб-ресурса, на которые влияет непосредственно его владелец:

  1. Качество, уникальность и полезность контента.
  2. Наличие ключа в адресе страницы и его контенте.
  3. Оптимальное количество ключевых слов и фраз в тексте статьи.
  4. Применение заголовков и подзаголовков.
  5. Использование ключей в title.
  6. Регулярность обновления ресурса.
  7. Возраст сайта.
  8. Уровень домена и т.д.

В целом внутренние факторы ранжирования можно поделить на три типа.

№1. Релевантность

Краулеры посещают страницы и анализируют их для проверки соответствия материалов поисковым запросам. Хотя у Google и Яндекс разный подход к ранжированию, они базируются на схожих принципах:

  • информация должна соответствовать алгоритмам релевантности, предусмотренным поисковиком;
  • анализ контента зависит от смысла слов и употребляемой лексики.

Для расчета релевантности есть даже формула: R=PR*(T+L), где

  • R – величина релевантности;
  • L – величина соответствия анкоров ведущих на страницу внешних ссылок запросу пользователя;
  • T – показатель того, насколько текст отвечает алгоритмам релевантности.
  • PR – авторитетность сайта.

№2. Качество статей

Зависит от:

  1. Уникальности материалов. Если вы будете просто копировать текст или изображения со сторонних источников, не ждите, что страница расположится на высоких позициях. Проверяйте уникальность текстов при помощи специальных онлайн-сервисов: Text.ru, Advego Plagiatus, Content Watch и тому подобные сайты.
  2. Естественности. Данный показатель зависит от того, насколько часто определенные фрагменты предложений входят текст. Для этого система применяет математическую лингвистику, а затем анализирует полученные результаты со средними значениями, высчитанными в процессе анализа информации, внесенной в базу данных.

№3. Характеристики сайта и документов

К ним относятся:

  1. Возраст ресурса. Показатель начинает свой отсчет с того дня, как он впервые попал в индекс поисковой системы. Недавно созданные и проиндексированные сайты не смогут со старта попасть в ТОП выдачи Google и Яндекса по высокочастотным запросам. Для полноценной работы ресурса необходимо, чтобы ему было не меньше года.
  2. Ключевые слова в URL-адресах. Наличие ключей в названиях страниц. Но ими нужно распоряжаться грамотно, так как их переизбыток может спровоцировать наложение на сайт фильтров поисковиками. Наилучшим решением считается настроенные ЧПУ для URL, именно так поисковая система может учитывать УРЛы в ранжировании.
  3. Форматы документов. Наиболее оптимальный для поисковой системы вариант – HTML формат страницы. Они ранжируются лучше.
  4. Реклама. Чем проще и комфортнее ресурс в использовании для пользователя, тем больше он нравится поисковым машинам. Если ставить баннеры и прочую рекламу так, что она будет выскакивать, перекрывать контент и «резать глаза», сайт может утратить свои позиции.

Поведенческие факторы

С каждым годом оказывают все большее влияние на ранжирование. Поведенческие факторы показывают, что делают пользователи, переходя на страницу, как долго на ней задерживаются и прочее. К ним относятся:

  1. Кликабельность (CTR). Самый значимый фактор. Но пользователи не будут переходить на сайт часто, если его нет на первой или второй странице результатов выдачи. Это очередной раз подтверждает тот факт, что молодой сайт не сможет оказаться в ТОПе, потому что на первых стадиях раскрутки обойти возрастных конкурентов крайне сложно. Но Яндекс сейчас применяет алгоритмы, которые временно закидывают статью нового ресурса в ТОП, чтобы оценить его качество и дать ему шанс ранжироваться на ровне со старыми сайтами.
  2. Поведение посетителей. Анализирует целевые действия на странице, время нахождения, переходы по ссылкам и прочие факторы. Посмотреть данный показатель можно в Яндекс.Метрике или Google Analytics.
  3. Трафик. Поисковики обращают внимание на то, сколько пользователей посетило ресурс и откуда они пришли на него. Есть ли наличие Тайп-ин трафика.

Региональные

Сортируя сайты в выдаче, системы отдают предпочтение тем сайтам из регионов, где вводится этот запрос. Есть несколько факторов привязки к региону:

  1. Доменная зона. Логично, чтобы в Рунете домены .ru ранжировались лучше остальных.
  2. Принадлежность определенному региону. Можно установить в Google для вебмастеров и Яндекс.Вебмастер.
  3. Контакты. Следует вводить адреса, контактные телефоны, почтовые индексы и прочую информацию, подтверждающую региональную принадлежность сайта.
  4. Региональная принадлежность в контенте, ссылках и ключах. Бэклинки рекомендуется получать из сайтов аналогичного региона. Так вы повысите позиции сайта в региональной выдаче.

Запросные

Для каждого типа запроса (информационного, навигационного, коммерческого, общего и пр.) существует соответствующая формула для расчета релевантности. Алгоритм ранжирования зависит даже от количества символов в ключевой фразе.

Социальные

Чем больше социальных сигналов (лайков, репостов статей), тем лучше продвигается сайт. Еще социальные факторы зависят от:

  1. Органичного вписывания и грамотного выделения заголовков и ключевых слов.
  2. Интуитивно понятного дизайна, навигации, ссылочной переадресации и структуры сайта.
  3. Соответствия текста и прочих материалов публикации мета-тегам.
  4. Принадлежность у сайта социальных групп.

Чем удобнее, приятнее и информативнее сайт для пользователя, тем больше их социальная активность.

Как релевантность влияет на ранжирование?

В процессе составления рейтинга сайтов поисковик анализирует их качество по множеству критериев, после чего расставляет их в поисковой выдаче по рейтингу. Самый главный параметр, на котором основывается ранжирование – это релевантность, показывающая, в какой степени сайт отвечает запросу интернет-пользователя.

Задача релевантности заключается в том, чтобы отделить сайты, где содержится максимально информативный, понятный и полезный контент от ресурсов с некачественными статьями, в которых минимум смысловой нагрузки и уникальной информации, соответствующей запросу.

По этой причине выдача поисковой системы формируется в большей степени исходя из алгоритмов релевантности – находятся соответствующие запросу страницы и определяется их приоритетность в результатах выдачи. Все это влияет на эффективность поиска и удовлетворенность пользователя найденной информацией.

Алгоритмы ранжирования Яндекса, Google и в чем их отличия?

Как уже было сказано выше, к алгоритмам ранжирования поисковиков относят внутренние и внешние факторы, однако у Google и Яндекса разный подход к их оценке. В чем же они заключаются?

Яндекс

Использует MatrixNet – формулу машинного ранжирования. Основой алгоритмов являются оценки специалистов, работающих на поисковик. Они определяют, в какой степени рассматриваемая страница отвечает запросу пользователя и может ли она удовлетворить его. Таких специалистов называют асессорами.

Программа не способна различать плохие ресурсы и хорошие. MatrixNet полностью полагается на анализ и изначальную оценку от асессоров, проделывающих свою работу вручную. Однако уровень точности оценки специалистами приравнивается к 100 процентам. Ходят заблуждения, что такой сотрудник системы способен самостоятельно решить, как расставить сайты в выдаче поисковой системы. Но это неправда. Асессор лишь дает информацию программе, после чего она уже сама занимается ранжированием.

У Яндекса более тысячи характеристик качества сайта, которые влияют на его рейтинг либо положительно, либо негативно. Многие из них взаимосвязаны и не могут функционировать по-отдельности. Если вы заметили, что ваш сайт продвигается медленно, начинайте заниматься поиском негативных факторов.

Google

Поисковая система предпочитает не разглашать информацию о том, какие алгоритмы и технологии применяются для распределения веб-ресурсов в выдаче. Но можно сказать наверняка, что у компании куда меньше факторов, чем у Яндекса. Здесь работают ручные алгоритмы, потому что автоматические, по мнению представителей поискового гиганта, не всегда могут быть справедливыми.

Отличия

У Google около 200 факторов, влияющих на ранжирование. Основные среди них:

  • Возраст ресурса.
  • Качество.
  • PageRank.
  • Ключи в URL.
  • Национальный домен.
  • Стабильная работа.

Чтобы добиться быстрой раскрутки сайта, его необходимо оптимизировать под большую часть алгоритмов. Движки Яндекса и Google основные параметры сайтов воспринимают по-своему.

Уникальность

Яндекс более строгий к копирайту, он лучше ранжирует тексты с высокой уникальностью на уровне 3-4 словного сочетания идущих подряд слов (шингла). В Google дела обстоят проще – подойдут уникальные статьи даже по 7-словному шинглу.

Ключевые слова и фразы

Если в тексте избыток ключей с прямым вхождением, то в Яндексе ему не светят высокие позиции. Под фильтры нередко попадают страницы, тошнота которых превышает 5%. Благоприятная плотность ключевых слов – не более 4%. В Google допустимая тошнота – не более 12%. Что касается словоформ, то российский поисковик прекрасно их различает, в отличие от Google.

Ссылки

Обе системы плохо воспринимают одинаковые анкоры. В Яндексе придется больше уделить внимание разнообразию ключевых слов в ссылках.

Объем статьи

Google больше любит крупные оптимизированные документы, а Яндекс статьи четко отвечающие на запрос.

Апдейты

Поисковая выдача в Google обновляется по 2-3 раза в день, а в Яндексе – пару раз в неделю.

Заключение

Ранжирование - очень сложный механизм поисковых систем. В нем используется более 1000 различных факторов, для того чтобы показать пользователю наилучший результат. Оптимизатор должен грамотно уметь влиять на эти факторы, чтобы не попадать под санкции.

Александр Овсянников ака Интернет Мажор
Занимаюсь продвижением и заработком на сайтах с 2009 года.
Добавить комментарий