PageRank: что это, виды, особенности, как проверить и повысить

Google PageRank

PageRank (PR, пэйдж-ранк) – один из ключевых алгоритмов Google для ссылочного ранжирования веб-ресурсов, который использует связанные между собой гиперссылки и присваивает каждой из них величину, отражающую их важность среди других документов.

Вес ссылок влияет на авторитетность страницы, и чем больше весомых ссылок ссылается на вас, тем лучше ранжируется ваша страница. Вес определенного документа вычисляется ссылочным весом, который ей передает страница-донор (та, которая ссылается на нее).

Используется принцип рекомендаций, например если на вас ссылается авторитетный автор или ресурс, то значит ваша страница важна и ее можно ранжировать высоко.

pagerank вес ссылок

Поэтому, PageRank – это суммарный показатель важности веб-ресурса или страницы, основывающийся на расчете веса всех веб-страниц или сайта в целом по-отдельности, на который влияет авторитетность ссылок.

PageRank может расчитывать как для всего сайта, так и для страницы отдельно. Например, Яндекс раньше использовал такой показатель ТИЦ, который рассчитывался для всего сайта, это и есть подоменный PageRank.

А Google раньше показывал PageRank для главной страницы и отдельно для каждой страницы сайта.

Раньше существовал тулбарный PageRank, который мог увидеть любой пользователь. Сейчас же такой PageRank, Google больше не показывает с 16 апреля 2016 года, но до сих пор продолжает его рассчитывать, просто теперь мы не можем его увидеть.

Данный показатель имел величину от 0 до 10. Именно это являлось одним из главных показателей для поисковой машины, который играл важнейшую функцию для определения позиций сайтов в выдаче по определенным запросам.

Краткая история

Ларри Пэйдж и Сергей Брин

Ларри Пэйдж и Сергей Брин - основатели компании Google

В 96-м году, будучи еще аспирантами университета в Стэнфорде, Ларри Пейдж вместе с Сергеем Брином реализовали поисковик BackRub, основной целью которого было внедрение идеи про то, что важность документа должна зависеть непосредственно от числа ссылок на него с других страниц, авторитетность которых тоже играет огромную роль.

Вскоре BackRub переименовали в известный сегодня на весь мир Google. Уже в 98-м году основатели поисковой системы опубликовали статью, где описывалась суть алгоритма ранжирования PR, который применяет Google. Сразу после нее появилась статья, в которой поясняется непосредственно архитектура поисковой машины.

Пейджу и Брину удалось создать систему, которой не было равных. Поэтому осенью 1998 года они создали компанию Google, чтобы и дальше развивать потенциальный продукт и привлекать инвесторов.

С того времени алгоритмы и различные модели, влияющие на ранжирование сайтов в поисковой выдаче, были модернизированы. К 2018 году появилось уже более 1500 сигналов, влияющих на позиции ресурсов, однако роль PR и по сей день осталась одной из самых важных и Google это не скрывает, заявляя, что до сих пор использует PageRank в своем ранжировании.

PageRank в переводе с английского означает «ранг страницы», но представители компании заявляют, что Page, используемый в названии показателя, означает не слово «страница», а символизирует имя Ларри Пейджа, который в патенте, зарегистрированном 4 сентября 2001 года, числится в качестве основателя алгоритма. А вот владельцем патента записана не компания Google, а Стэнфордский университет, где еще во время подачи заявки учились ее создатели.

Поисковик Google одним из первых внедрил ссылочное ранжирование, тем самым сделав качество поиска намного лучше, чем у конкурентов.

Особенности PR для SEO

PageRank не влияет на позиции сайта напрямую, однако сильно помогает в улучшении его показателей. Сейчас есть множество показателей и факторов, согласно которым сайт получает высокие позиции. Но PR до сих пор является одним из тех критериев и, что важно, одним из решающих, по которым Google решает какому сайту отдать наивысшую позицию. У кого величина PageRank будет больше, тот с большой вероятностью и окажется на более высокой позиции.

На заметку. Бытует мнение, что Google рассчитывает PR на основе не всех, а только авторитетных ссылок с тех сайтов, которые имеют вес и доверие у поисковика. Более того, не все из них учитываются положительно. Некоторые могут вызвать такое явление, как поисковая пессимизация, отрицательно влияющая на ранжирование ссылающегося ресурса.

Основной минус PageRank как алгоритма, кроется в висячих узлах. Это такие страницы на которые ведут ссылки, но они сами никакого не ссылаются. Таким способом нарушается распределение PageRank, он как бы застаивается на этих страницах и ему некуда уйти.

У пэйдж-ранка есть 3 значения:

  1. Вещественное.
  2. Тулбарное (о котором мы говорили ранее).
  3. Обратный PageRank

Вещественный PR

Регулярно обновляется и принимает участие в ранжировании. Именно он отображает конкретный вес, который передают ссылки. Перед вами формула, которая описывает PageRank:
PR формула

  • где d – коэффициент затухания, показывающий, какой вес способна отдать страница-донор акцептору. Как правило, коэффициент равняется 0,85 (85% от общего веса документа) и распределяется равномерно между всеми страницами, на которые ссылаются;
  • n – количество страниц-доноров, передающих вес акцептору, который не попал под фильтры;
  • PR(T1) – вес PR документа, ведущего на страницу A;
  • T1 – 1-ая ссылающаяся страница;
  • C – число внешних ссылок, идущих от донора.

Тулбарный PR

Из-за огромного числа ссылающихся страниц в поисковой системе (приблизительно 10 биллионов), стремительного и непрерывного появления новых ссылок, подсчет абсолютного веса страницы является не совсем правильным. В связи с этим внедрили TLPR – ToolBar PageRank, величина которого вычисляется от 0 до 10. Обновлялся раньше он 1 раз в месяц. Сейчас данный показатель больше не показывается, но до сих пор рассчитывается.

Для размещения всех весов страниц между минимальным и максимальным значением, используется шкала с применением логарифма:

TLPR = Logbase(PR) * a

  • где base – база (основание) логарифма, зависящая от количества страниц в поисковике и, скорее всего, от изобилия других критериев. Часто его приравнивают к 7;
  • a – это коэффициент приведения, больше 0 и меньше 1, но для облегчения расчетов оптимизаторы округляют его до 1.

Многие ошибаются, говоря о нулевом реальном PR после того, как после расчетов TLPR получается равен нулю. Если еще раз взглянуть на первую формулу, то можно понять, что даже если n = 0, то PRmin = (1-d) = 0,15. То есть, тулбарный PR округляется до 1. Если величина получается с отрицательным показателем, то PR считают пока что не определенным, однако он тоже воздействует на распределение веса между страницами-акцепторами.

Обратный PageRank

Когда еще PageRank можно было увидеть, вебмастера заметили, что если ссылаться на авторитетные ресурсы, то можно было получить высокий PageRank, таким способом мы получаем обратный PageRank. То есть вес не только может отдаваться по обратной ссылке на этой странице, но и приходить по ней.

Как проверить PR?

Сейчас реальный PageRank никак невозможно проверить, так как его тулбарное значение больше не показывается вебмастерам. Вычислить PageRank можно примерно исследуя логи краулера, если он долго проводит время на вашем сайте, значит PageRank у сайта высокий. Потому что существует взаимосвязь между PageRank и нахождением краулера на сайте.

Но до сих пор существует возможность посмотреть историю PageRank до того как она еще не был отменена, с помощью сервиса recipdonor.com

Инструменты > История параметров

История PageRank

Как повысить PageRank?

Хоть и PageRank сейчас невозможно увидеть, но над ним надо работать, так как он до сих пор учитывается в ранжировании. Представляем вам 7 эффективных платных и бесплатных способов увеличения PR для веб-сайта:

  1. Уникальный контент. Ресурс должен содержать огромное количество уникальных статей, чтобы он смог стать популярным на просторах интернета. Нет контента – нет авторитетности. Тексты можно писать самостоятельно, если у вас есть способности и свободное время для этого дела, либо заказывать их за деньги на специальных биржах рерайтинга и копирайтинга. Главное не просто «набить» сайт контентом – статьи должны быть полезными и интересными для целевой аудитории. Такими статьями делятся другие сайты и тем самым повышается вас PR.
  2. Покупка ссылок. Закупать естественные ссылки с сайтов, имеющих высокие показатели трафик или Яндекс ИКС.
  3. Внутренняя перелинковка. Достичь желаемого результата позволяют не только внешние ссылки, но и перелинковка между страницами внутри самого сайта. Для увеличения PR необходимым условием является наличие на сайте хотя бы более 50 статей, чтобы их уже можно было перелинковать между собой. Так вы сможете сэкономить средства на покупке внешних ссылок, потому что внутренние ссылки тоже позволяют увеличить PR внутри ресурса. Однако в идеале нужно комбинировать оба метода.
  4. Обмен ссылками. Еще один хороший способ получения внешней ссылки. Найдите сайты схожей тематики, свяжитесь с их владельцами и предложите обменяться URL-адресами главной или любой другой страницы.
  5. Регистрация в каталогах и прогон по трастовым сайтам. Сегодня существует множество каталогов ссылок, и «прогнать» сайт по всем вручную будет довольно сложно, поэтому можно заказать платную услугу. Стоить это будет не так уж и дорого. Но с этим способом надо быть аккуратнее и работать только с хорошими исполнителями и каталогами, потому что размещение на плохих и заспамленных ресурсах вам может навредить.
  6. Крауд-маркетинг. Внедритесь на форумы, блоги и доски объявлений и делитесь своим ресурсом, если это будет полезно. Текст должен быть читаемый, интересный и интригующий, способный привлечь целевую аудиторию и вписываться в формат ресурса на котором вы хотите оставить свою ссылку.
  7. Ссылаться на авторитетные ресурсы. Вспоминаем про обратный PageRank о котором мы говорили выше. Если в вашей статье есть возможность сослаться на авторитетный ресурс, то лучше это сделать, по этой ссылке вы можете получить PageRank.

Заключение

Хоть мы больше и не можем увидеть PageRank, но его все равно надо повышать и работать с ссылочным, так как Google до сих пор не отказывается от этого алгоритма, Яндекс тоже его использует, хоть и не в такой большой мере,

Работать следует не только с внешними ссылками, но и с внутренними, как показывает практика, только за счет внутренних ссылок ресурс может получить высокий PageRank.

Александр Овсянников
Занимаюсь продвижением и заработком на сайтах с 2009 года.
Добавить комментарий