Алгоритм Баден-Баден: что это, дата выхода, причины применения и как снять

Алгоритм Баден-Баден

Алгоритм Баден-Баден – это новый текстовый фильтр от поисковой системы Яндекс, определяющий переоптимизированные SEO-тексты для дальнейшего наложения санкций на страницы или хост (сайт), содержащий такой контент: с переизбытком ключей, неестественными речевыми оборотами и отсутствием полезной информации. Разумеется, подобные тексты пишутся не для людей, а для роботов поисковых систем.

Специалисты поисковика заявляют, что благодаря новому алгоритму ТОП позиции в выдаче потеряют страницы ресурсов, переполненные ключевыми словами и фразами с целью SEO-оптимизации. Они нечитабельные для интернет-пользователей. Отличается Баден-Баден тем, что он действует исключительно по отношению к переоптимизированным документам.

Вот как Яндекс глумится над собственным примером SEO-текста:

Пример SEO текста от Яндекса

Теперь страницы с подобным содержанием имеют большую долю вероятности попасть под санкции.

Дата начала работы алгоритма

Официальная дата выхода текстового фильтра Баден-Баден – 23 марта 2017 года. Хотя существенные изменения в поисковой выдаче начались немного раньше. Позиции веб-ресурсов то падали, то подымались на протяжении двух недель и только после встряски вырисовалась более-менее понятная картина – переоптимизированные страницы утратили свое место в ТОПе и даже на первых страницах результатов выдачи по множеству продвигаемых запросов.

Как показали исследования, такие документы просели минимум на 7 и максимум на 30 пунктов. В основном масштабы падения зависели от изначального рейтинга и конкуренции по конкретной фразе.

Два вида фильтра

Отметим, что алгоритм Баден-Баден делится на два типа. Чем же они отличаются?

Запросозависимый

Под фильтр может попасть любой информационный и коммерческий сайт из всех регионов России и СНГ. Первым делом сотрудники отдела антиспама Яндекса внедрили запросозависимый фильтр, что привело к пессимизации по определенным фразам, ведущим на URL, а не по всей странице или сайту. То есть, после применения запросозависимого Баден-Баден некоторые запросы теряли позиции, какие-то сохранили прежние места, а ряд из них даже поднялись в рейтинге.

Запросозависимый Баден-Баден
Изменение позиций по различным запросам после применения запросозависимого Баден-Баден

Важной особенностью нововведенного фильтра является то, что продиагностировать возникшую проблему, связанную с ним, можно на основе функционирующих ранее текстовых фильтров. Следовательно, Баден-Баден – это надстройка над уже существующей формулой, а не один из элементов основного алгоритма ранжирования.

Принцип его работы схож со схемой предыдущих фильтров. Об этом даже заявил один из представителей поисковика, когда вебмастера начали интересоваться, чем же отличается «новая» идея от той, что была предложена еще в 2011 году. Ответ был прост: «Идея – та же, реализация – новая».

Запросозависимость алгоритма показывает и диагностика по отдельным запросам, в ходе которой отображаются санкции исключительно по фразам, по которым просел ресурс.

Работа алгоритма Баден-Баден результат в Яндекс Метрике

Хостовый

Уже спустя две недели, а именно 7 апреля, Яндекс реализовал новый фильтр – хостовый. Он накладывается на весь сайт целиком, в том числе и по каждому запросу, кроме некоторых навигационных для доменного имени. Хотя официально о внедрении хостового фильтра было объявлено 7 числа, ресурсы, подвергнувшиеся его действию, начали терять трафик с Яндекса уже вечером предыдущего дня.

Такой тип пессимизации можно сравнить с ручной «Переоптимизацией» – санкцией, которую накладывают аналитики отдела антиспама Яндекса по собственному решению. Ее можно просмотреть в Яндекс.Вебмастер.

Все нарушения на своем сайте, к которым применяется Баден-Баден, можно отследить в панели для вебмастера в разделе «Нарушения и угрозы безопасности на сайте site.ru». Здесь поисковая система сообщает о том, что позиции вашего ресурса в выдаче были понижены, объясняет причину пессимизации и оповещает о сроке, спустя который можно отправить сигнал об исправлении нарушений.

Предупреждение о переоптимизации в Яндекс.Вебмастере

Если же у вас нет доступа к ресурсу, то узнать причину наложения санкций можно так же, как и в случае с фильтром «Минусинск». Кстати, после применения «Баден-Баден» сайт может потерять около 20 пунктов в результатах поиска – так же как и с «Минусинском». Чтобы диагностировать проблему, нужно отправить Яндексу специальный запрос, после чего вы получите информацию о наложении на домен таких фильтров, как АГС, «Минусинск» и многих других значимых санкций, в числе которых и «Баден-Баден».

Даже если ресурс подвергнут применению подобных фильтров, он может остаться в ТОП выдачи по витальным запросам, таким как название фирмы, бренда или домена. Но домен не всегда занимает первое место по витальным запросам – это важно учитывать при проверке чужого ресурса.

Причины наложения санкций

Как только вы диагностировали, что ваш сайт просел целиком или по отдельным запросам из-за алгоритма «Баден-Баден», как в случае с запросозависимым, так и в случае хостового фильтра искать проблему нужно в текстах. Яндекс штрафует тексты, отличающиеся следующими критериями:

  1. Переоптимизированные. Такие тексты «режут глаз» пользователя. Они зачастую пишутся даже не людьми, а специальными текстовыми агрегаторами, от того и перенасыщены неестественными речевыми оборотами, не органично вписанными ключевыми словами и фразами. Создается данный контент с целью манипулирования текстовым ранжированием и повышением за счет этого позиций в результатах выдачи.
  2. Минимум смысловой нагрузки или вовсе ее отсутствие. Текст по факту считается нерелевантным запросу пользователя, потому что на его вопрос он практически не отвечает, а вот лишней информации (воды) слишком много, конкретики минимум. В пример можно привести абзац с подзаголовком «Стоимость услуг», в котором три предложения и ни в одном из них не указана конкретная цена.
  3. Скрытые от глаз пользователя. Текст может быть скрыт как полностью, так и частично посредством применения техники скроллинга, вкладок переключения и тому подобное.

Вот пример «водного» текста:

Пример водного текста

Как определить и снять фильтр?

Так как текстовый алгоритм «Баден-Баден» делится на два разных по виду, способу диагностики и действию фильтра, определяются и снимаются они по-разному.

Определение запросозависимого «Баден-Баден»:

  • Действует на продвигаемые под определенные пользовательские запросы фразы. Наблюдается стремительный рост при незначительном изменении запроса.
  • Сайт падает на 7-30 позиций. Все зависит от фразы, конкуренции и изначального места в результатах поиска.

Снять фильтр можно:

  • Модифицировав контент на странице. Написать текст для людей, сделать его более информативным, уменьшив «водные» предложения, добавить больше конкретики, структурировать.
  • Исключить ключевые фразы, состоящие из двух-трех слов. Особенно это касается ключей, несогласованных с окружающим их текстом.
  • Уменьшить плотность вхождений ключей и объем текста, удалив предложения и даже целые абзацы, не несущие смысловой нагрузки. Если вы не можете «выкинуть слова из песни», абзацы можно закрыть от индексации, прописав для них тег noindex. Уменьшить количество наиболее частотных ключевых слов из одного и двух слов. Самое оптимальное сокращение текста – от 20 до 40% от изначального объема.
  • Пересмотреть заголовок и подзаголовки, мета-данные, акцентирующие теги (<strong>, <em> и прочие), атрибуты alt и title для изображений, оформление. Удобно собрать и проанализировать все теги по различным URL-адресам можно с помощью инструмента Анализ SEO-тегов для списка URL.
  • Желательно добиться того, чтобы оштрафованные страницы переиндексировались как можно быстрее. Бывали случаи, когда позиции страниц вновь росли после первого же апдейта.

На заметку. Если проблемная для Яндекса страница находится в ТОПе в Google и получает с него большой и регулярный трафик, то уменьшив текст в объеме до 10-20 процентов, вы скорее всего не спровоцируете ее значительное падение в результатах выдачи, тем более, если избавляться от «водных» фрагментов. Если текст состоит не более чем из 1000 символов и вы не хотите потерять позиции в Google, примените к нему атрибут noindex – данный тег не учитывается поисковым гигантом.

Определить хостовый «Баден-Баден» можно следующим образом:

  • Сайт теряет позиции целиком. Не зависит от отдельных запросов. Не попадают под санкции только большинство запросов, для которых сайт выступает в качестве витального ответа.
  • В качестве штрафа – однозначный вылет из первой страницы выдачи. Ресурс падает практически на 20 пунктов.

Для решения проблемы необходимо:

  • Определить главную причину наложения фильтра. Если у вас интернет-магазин, проверьте, не слишком ли длинные тексты для описания товаров. В случае с остальными ресурсами следует просмотреть количество спамных страниц с бесполезной для посетителей информацией, а также с грамматическими и прочими ошибками во фразах.
  • Для максимально быстрого снятия фильтра не бойтесь удалять оптимизированные фрагменты, предназначенные для улучшения ранжирования. Существенно сократите текст (более чем на 40%), убрав абзацы и предложения без информативного содержания, удалите сгенерированные и спамные страницы. Избавившись от проблемных документов и материалов и добившись отмены санкций, вы будете наблюдать рост трафика с Яндекса.
  • Пересмотрите совокупное содержимое SEO-тегов. Проверьте, не заспамлены ли они.
  • Запросите у поисковой системы примеры проблемных страниц, если не смогли найти причину применения фильтра. Как правило, Яндекс для примера дает 1-2 ссылки.

На заметку. Если у ресурса нет проблем в Google, это не значит, что вы решите проблему с хостовым фильтром, воспользовавшись одним лишь атрибутом noindex. На практике примитивное закрытие проблемных материалов от индексации не поможет избавиться от санкций. Нужно в корне изменить тактику оптимизации контента под текстовые факторы ранжирования.

Исправив проблемы, приведшие к наложению фильтра, дальше нужно подать заявку в Яндекс.Вебмастере с просьбой пересмотреть ресурс. Поисковик оставляет за собой право на пересмотр в течение месяца.

На графике мы видим пример снятия санкций спустя 23 дня после подачи заявления и 33 дня со дня его реализации. Видимость сайта в Яндексе не только восстановилась полностью, но даже немного выросла по сравнению с видимостью до применения «Баден-Баден».

Динамика видимости сайта до и после применения Баден-Баден

Выводы

  1. Алгоритм «Баден-Баден» важно разделять на два вида фильтра: хостовый и запросозависимый, потому что они различаются по способам диагностики, применения и снятия.
  2. Запросозависимый «Баден-Баден» по своему действию похож на ранее действующие пост-фильтры, а хостовый по штрафу наиболее приближенный к «Минусинску».
  3. Хостовый вид алгорита нельзя снять использованием тега noindex.

Заключение

С внедрением текстового фильтра «Баден-Баден» поисковые системы заставят вебмастеров и оптимизаторов отойти от продвижения сайтов по определенным запросам за счет SEO-текстов, оптимизированных для роботов и практически бесполезных для интернет-пользователей.

Отныне нужно подходить к текстовой составляющей веб-ресурса более тщательно. И хотите вы того или нет, а придется писать качественные тексты для людей, если стремитесь пробиться в ТОП выдачи.

Александр Овсянников ака Интернет Мажор
Занимаюсь продвижением и заработком на сайтах с 2009 года.
Добавить комментарий